Авто на льду

Поведение машины на покрытой льдом или спрессованным снегом дороге порой непредсказуемо. Никакие шипы или «липучка» не защитят на 100% от заносов, длинного тормозного пути, а порой и трудностей со стартом на российских зимних дорогах. Единственный выход – подготовиться к зиме и уметь правильно выходить из тяжелых и даже экстремальных ситуаций без потерь.

Прежде всего оговоримся. То, что зимняя резина не панацея, вовсе не означает, что ставить её нет смысла. Качественные шины с шипами ил присосками по сравнению с летней и даже всесезонной резиной существенно помогают облегчить управление автомобилем зимой. Даже если снег ещё не выпал и асфальт сухой, но температура воздуха близка к отрицательной, более мягкие зимние шины уже являются серьезным подспорьем водителю. Только вот не стоит думать, что если на автомобиле стоит зимний комплект, на дороге можно вести себя также как и летом.

Как авто ведет себя на льду?

Двигаться и тормозить на зимней дороге следует более плавно, чем это можно себе позволить летом. В первом случае есть риск заблокировать все колеса (антиблокировочная система есть не везде) и уйти в занос, во втором колеса некоторое время будут просто шлифовать асфальт. Резкое нажатие на тормоз «в пол» в принципе противопоказано и летом, а зимой делать этого не стоит тем более.

Тормозить лучше всего двигателем, переключаясь на пониженную передачу, помогая ему плавными непродолжительными нажатиями на педаль тормоза. Естественно, чтобы обеспечить себе возможность так останавливаться, например, на светофоре, нужно соблюдать основное правило. Плавный старт позволит разогнаться гораздо быстрее, чем если в результате «перегазовки» авто будет буксовать на месте. На глубоком снегу можно и вовсе переусердствовать, «раскопать» колею и сесть в ней намертво.

Заносы на зимней дороге – дело неизбежное. С какой бы осторожностью вы не двигались и какие бы хорошие шины не поставили, при поворотах и перестроениях автомобиль будет слегка сносить в сторону. Особенно хорошо это чувствуется на замерзшей после оттепели или засыпанной снегом дороге. Чаще сносить начинает заднюю ось транспортного средства. Автомобиль с передним приводом следует возвращать на траекторию плавным увеличением газа, поэтому перед поворотом лучше сбавить скорость, а проходить его под тягой, равномерно увеличивая обороты двигателя и помогая себе рулем. Заднеприводная машина выравнивается исключительно рулем – дополнительный газ в данном случае только усилит занос.

Многие интересуются, когда лучше учиться вождению – в зимнее время или летом. На этот вопрос трудно ответить однозначно. С одной стороны, летом с нуля обучаться вождению и сдавать экзамен проще – даже мокрая дорога не так сильно влияет на управляемость автомобиля. Полученная же затем в ходе самостоятельного вождения летом практика поспособствует переходу на зимний режим. С другой – обучившись вождению зимой, вы наверняка приобретете неоценимый опыт, так как будете преодолевать сложности под руководством опытного инструктора, который всегда поможет выбрать правильный маневр. Какой вариант лучше – решать вам.